Returnal

Разработчик
Housemarque

Издатель
Sony Interactive Entertainment

Официальный сайт
housemarque.com

Дата выхода
1 апреля 2021 года

Жанр
Шутер от третьего лица, roguelike, bullet hell

1 апреля вышел Returnal — первый полноценный эксклюзив для PlayStation 5. Игру разрабатывала малоизвестная финская студия Housemarque, авторы нишевых, но популярных Alienation и Nex Machina. До Returnal ребята делали скромные по бюджету rougelike или bullet hell-игры, а иногда то и другое вместе. Новинка не стала исключением по жанру, но получила относительно серьезный бюджет. Спасли ли деньги игру от узконаправленности и оправдывает ли она свой полный ценник, как другие ААА-проекты, читайте в обзоре ниже.

Сюжет Returnal начинается с неизвестного сигнала на загадочной планете Атропос, который принимает пролетавшая мимо астронавт Селена. Она решает проверить источник, но на подлете терпит крушение в этом древнем мире.

Девушка остается без связи и отправляется на поиски источника сообщения. Атропос оказывается недружелюбным, но красивым местом. Здесь много гигантских монолитных сооружений, опасных звероподобных обитателей поменьше и различных хтонических тварей побольше. Тут много ловушек, паразитов, артефактов и турелей. Все это пытается убить Селену и у них это отлично получается.

Погибнув раз, героиня просыпается возле корабля, а пройдя дальше находит свое мертвое тело. Оказывается, она застряла тут давно, время зациклилось и после каждой смерти возвращает ее в эту точку. Но теперь память понемногу адаптируется и запоминает события с предыдущих неудач. Осталось дело за малым — постараться не умереть в 100500 раз, понять, что тут происходит и выбраться из петли времени.

Кроме фишки из «Дня сурка» сценаристы примешали в историю Returnal элементы психологического хоррора. Исследуя локации Селена находит дом из своего детства, а в нем быт ХХ века и странных обитателей, которые связаны с прошлым. Все это как-то пересекается с временной ловушкой и подается маленькими порциями по ходу игры, постепенно раскрывая сюжет.

Сначала история затягивает и заставляет копаться в деталях, делая предположения и ожидая новых подсказок. Но со временем от такой подачи сюжета устаешь и хочется, чтобы рассказ был не таким рваным и строго дозированным, а цельным и прямолинейным. «Рогалики» и «буллет хелл» игры почти всегда не про сюжет, а пример прошлогоднего хита Hades исключение из правил. Но видно, что в Returnal истории уделяли много времени при создании, просто увлеклись и переборщили с подачей.

И все же главное тут геймплей и вот его уже делали мастера. Returnal — сложный и красивый rougelike-шутер с тактильным управлением и выверенными механиками. Правда, часть этого сделало игре медвежью услугу, но давайте начнем с хорошего.

Returnal затягивает почти мгновенно. При этом у игры далеко не попсовая основа геймплея — после каждой смерти героиня появляется в самом начале без всего нажитого непосильным трудом. Оставляют эссенцию с убитых врагов — вариант местной валюты — а также предметы, полученные по сюжету и от боссов уровней. Например, второе оружие меч и крюк-кошка для быстрых перемещений по локациям. Все остальное, включая прокачанный ствол, апгрейды и усиления, пропадает.

У Returnal невероятные ощущения управления. Игра по полной раскрывает возможности геймпада Dualsense, а разнообразная вибрация помогает «рисовать» мир. На контроллер передаются не только получаемые героиней удары или попадания, отдача оружия или увороты. Геймпад отражает капли дождя и шаги, прыжки и другие движения персонажа. Все это сопровождается звуками из встроенного динамика и помогает еще больше погрузиться в прохождение. Если вы, конечно, не играете в наушниках.

Планета Атропос или та ее часть, что показана в игре, поделена на пять биомов — местных вариантов локаций. У каждого из них свой вид и условия, отдельный босс и состав противников. Уровни игры представляют собой карты разных размеров — от небольшой комнаты с сундуком или камерой регенерации, до огромной площади или частично открытого пространства с инопланетными монолитам, статуями и неизвестными конструкциями.

Боевая система Returnal — классический Bullet Hell. Это когда каждый из множества противников запускает в героя тонны снарядов, сгустков плазмы и смертельной энергии. Вокруг еще расставлены турели, а карта хоть и трехмерна, но все же ограничена по площади, поэтому приходится постоянно двигаться, отстреливаться и продумывать действия наперед.

В Returnal не выйдет стоять на месте и стрелять в кого-то одновременно. Враг отвечает героине огнем не меньше, чем она ему, поэтому лучше чередовать стрейфы и перебежки, прыжки и перемещения в другие концы карты с помощью крюка. А еще немного помогает прятаться за укрытиями, но почти все они быстро ломаются.

Умирает Селена за три-четыре попадания. Но это без найденных улучшений в виде артефактов или местных паразитов. С ними же количество здоровья повышается, броня усиливается и накладываются пассивные умения. Например, бонус к урону, повышение защиты и прочее.

И если в найденных артефактах подвоха нет, то паразиты его имеют. Если прицепить такого на скафандр, он дает какой-то положительный бонус. Но вместе с этим есть шанс получить и что-то плохое. У персонажа начнет понижаться здоровье от каждого поднятого предмета, или станет разрушаться броня и так далее. Негативный эффект паразита можно снять, выполнив разные условия — убить пять врагов, найти нужный предмет, использовать ключ и прочее. При каждом убийстве монстра на героиню тоже накладывается дополнительная полезная пассивка, но стоит пропустить один удар и бонус исчезает.

С основным оружием тоже не сильно разгуляешься. Пусть и с инопланетным дизайном, оно здесь максимально стандартное: пистолет дробовик, автомат, ракетница и нечто вроде плазмагана. Помимо основного огня, у каждой пушки есть более сильный альтернативный. Естественно, перезарядка у него намного дольше, а эффект мощнее. Видов альтернативного выстрела бывает много и разбросаны они на карте, как артефакты. Перезарядки и патронов у пушек нет, ведь героиня использует инопланетное оружие. Но оно перегревается, о чем сообщает специальный индикатор. А если вовремя нажать на R2, то оно проходит быстрее.

Помимо сильной шутерной составляющей, на первое место в Returnal выходит «рогалик». На мой взгляд, именно этот вариант жанра, игру только портит, ведь разработчики хоть и сделали поблажки геймерам, но вместе с ними допустили и две ошибки. Во-первых, здесь слишком много надо умирать и проходить все заново без значительных изменений. Да, это такой жанр, но в тех же Hades или The Binding of Isaac каждый следующий раз персонаж становится сильнее, обрастает пассивками и получает шанс пойти дальше в совершенно другом билде и с новым оружием.

В Returnal Селена никак не прокачивается по ходу игры, не считая базовых допвещей типа упомянутого выше крюка и меча. Ни сохраняющихся пассивок, ни чего-то подобного не оставляют Игру буквально приходится начинать с пустыми карманами и в тех же, пусть и расставленных в другом порядке, локациях, а успешность очередного забега зависит от рандома и прямых рук. Но от первого больше.

Повезет и на третьей карте найдется автомат или плазмоган, а потом парочка неплохих артефактов и паразитов с нестрашными отрицательными эффектами. Так можно пройти много комнат и даже дойти до босса, и, о чудо, его положить. После такой победы игра позволяет проскакивать пройденные этапы и начинать не с самого начала, а сразу после убийства главной твари уровня. Но даже такой «легонький» забег занимает час или два, а то и больше.

Но чаще не везет: из сундука достается пистолет без бонусов или с какой-то ерундой, артефакты посредственные, а у паразитов безумные проклятия с невыполнимыми условиями по сбрасыванию. Поэтому путь до одного из пяти боссов превращается в адские муки и раздражения.

Returnal — не веселая развлекушка. Игра требует от геймера серьезного скилла и в ней будет комфортно именно таким людям. Я знаю ребят, которые прошли первого босса без смертей, а до второго с тремя. Но таких единицы и это фанаты жанра. Я умер раз десять, а то и больше в первом случае и дофига во втором. А потом это были бесчисленные смерти и настоящий «День сурка» из фильма. Только вот весельем это можно назвать с натяжкой.

Returnal невероятно атмосферна и вовлекает своим визуалом. В зависимости от локации с разноплановой стилистикой, меняется и настроение игры. Привлекает дизайн сооружений и уровней, рядовых монстров и каждого из пяти боссов. Все это явно вдохновлено, как минимум работами художников Гигера и Бексинського, хтоническими существами, древней мифологией, классикой космической фантастики и многим другим.

У игры отличная детализированная графика, частота кадров 60 fps, современное разрешение до 4К и трассировка лучей. Ожидать чего-то другого от эксклюзивного некстгена не приходится и в этом плане она не разочаровывает.

До релиза журналисты сталкивались с вылетами, что при местной системе автосейвов, критично. Начнем с того, что их тут нет, а проскакивать биомы можно только после расправы над каждым следующим боссом и если где-то между этим вас выкинет, то начинать придется заново. А даже если сбоя не случится, то не вздумайте выключать консоль полностью или запускать другую игру во время прохождения. Только спящий режим и Returnal. А иначе что? Правильно, придется начинаться заново.

Музыка хоть и добавляет атмосферности, но здесь можно было бы сделать нечто более глубокое и мрачное. Я специально слушал саундтреки отдельно и это неплохая музыка. Но по сравнению с отличным визуальным стилем, она до него не дотягивает по уровню. Но как фон для игры пойдет. Озвучка полная и на русском. Украинского нет, да и выбрать оригинальную тоже нельзя. Только субтитры. Ошибок и опечаток в текстах не встречал. Голоса подобраны адекватно.

Returnal — полноценная игра нового поколения со своими плюсами и минусами. Из первых выделяются потрясающий визуальный стиль, атмосфера и отличная реализация возможностей Dualsense. Ко второму относится полный ценник, как за настоящую ААА-игру, то есть 2299 гривен и выше.

Но Returnal не такая. Это дорогой и красивый «рогалик», создателям которого дали шанс одними из первых сделать полноценный эксклюзив для PlayStation 5. Вышло у них хорошо, но сколько денег ни вбухай в rougelike-проект, он от этого не станет приключенческим экшеном, королевской битвой или популярным выживастиком. Конечно, если вы любитель чего-то подобного, то Returnal однозначно стоит своих денег, подарит море эмоций и впечатлений. Но если вы не знакомы с «буллет хеллами», не готовы страдать и постоянно умирать, вас не спасут ни нормальный сюжет, ни красивая картинка, ни атмосфера, ни приличная стрельба. А все это тут есть. Да и ценник отпугнет сразу. Поэтому, возможно, стоит подождать скидок или не брать совсем.

Источник